В чем суть Федеративного договора 1992
Федеративный договор, заключенный в 1992 году, получил огромное значение не только в юридическом, но и в социально-политическом смысле. Благодаря этому договору была закреплена сущность федеративного устройства России и права и обязанности ее субъектов. В данной статье будет рассмотрено подробнее, в чем заключается суть федеративного договора 1992 года и как он повлиял на политическую и правовую жизнь России.
Федеративный договор 1992 года был заключен между Российской Федерацией и ее субъектами с целью определения границ властных полномочий между несколькими уровнями власти. Этот договор устанавливал права и обязанности Российской Федерации и ее субъектов, а также разграничение сфер их компетенции. Он задавал правовую основу для взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов, а также между самими субъектами РФ.
Так, в федеративном договоре были закреплены следующие положения:
- Республики, края, области, города федерального значения и автономные области сохраняют свои границы, гражданство, языки, культуру, а также имеют право на управление собственными делами.
- Федерация не может вмешиваться в внутренние дела субъектов и устанавливать на них свою волю.
- Субъекты РФ имеют равные права и полномочия в социальной, экономической и культурной областях.
Таким образом, федеративный договор определил принципы построения федеральной системы власти в России, которые были закреплены в Конституции 1993 года.
Проект федеративного договора
Проект федеративного договора включал три договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации всех трех типов — республики, края, области, городов федерального значения: Москва и Санкт-Петербург; автономных областей. В каждом из этих договоров были закреплены права и обязанности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.
Принципы федеративного устройства РФ
В основу федеративного устройства России по Конституции 1993 года был положен принцип государственной целостности страны, единства системы государственной власти, разграничения ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправия и самоуправления субъектов.
Согласно принципам федеративного устройства РФ, субъекты федерации должны иметь права на самоуправление и внутреннее управление. Кроме того, федерация обязана обеспечивать права и свободы человека и гражданина, а также обеспечивать правопорядок и защиту от преступности.
Нормативный договор
Нормативный договор — это соглашение, заключенное между двумя или более сторонами на основе их обособленного волеизъявления, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Федеративный договор является нормативным договором, так как установил нормы в области разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации.
Выводы
Федеративный договор 1992 года был первым юридическим актом, который закрепил принципы федеративного устройства России. Он зафиксировал права и обязанности Российской Федерации и ее субъектов, а также разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов. Сегодня этот договор остается важным историческим документом, который определил основы взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. Для обеспечения правопорядка и стабильности в стране важно соблюдать положения федеративного договора и принципы федеративного устройства РФ.